Новости
08.11.2013
ID: 844
Международный проект ЮНЕСКО «Профессиональные компетенции в европейском контексте» в действии.
Международный проект ЮНЕСКО
«Профессиональные компетенции в европейском контексте» в действии.
В рамках международного проекта ЮНЕСКО «Инклюзивное образование» под эгидой Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО и при содействии Министерства образования Республики Башкортостан был реализован с 25 сентября по 4 октября 2013 года в Юберлингене, Эсслингене международный проект «Профессиональные компетенции в европейском контексте» с участием руководителей и специалистов коррекционных образовательных и медицинских учреждений Республики Башкортостан. Основной задачей реализации данного проекта стало ознакомление специалистов республики с опытом работы немецких коллег в области коррекционной педагогики, а также социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь. Делегация из Башкортостана включала 22 специалиста из образовательных учреждений, в том числе 7 педагогов из Института развития образования.
В первый же день приезда в Германию организаторы «включили» нас в немецкую среду, показали обычаи, традиции, немецкую культуру. Встреча была организована координаторами проекта Герди Собек-Бойтер и Бернт Собек, руководителем мастерских Фолькер Дицингером и его заместителем Юргеном Фетцер. Участников проекта тепло приветствовал национальный духовой оркестр г. Эсслингена. В рамках проекта проведено посещение трудовых мастерских WEK в г. Эсслинген. Первым пунктом стало посещение кафе при мастерских, которая реализует проект «Инклюзия как шанс». В трудовых мастерских специалисты из Башкортостана изучили транспортное обеспечение работы мастерских, технические средства реабилитации, эрготерапевтические приемы обучения, работу узких специалистов, обеспечение трудовой реабилитации в столярной мастерской, особенности труда людей с тяжелыми нарушениями развития.
Экскурсию по г.Эслинген для делегации из Республики Башкортостан, которую провели «сотрудники» трудовых мастерских WEK на инвалидных колясках с электроприводом Ёнас и Мартин. Также мы познакомились с работой КАФЕ СОЛНЦЕ (Kaffeehaus Sonne), которое является подразделением трудовых мастерских WEK. Следует отметить, что мастерские WEK, руководителем которых является Фолькер Дитцингер (экономист по образованию), предлагают широкий спектр услуг и направлений деятельности в группах. Всего функционирует 6 групп (по возможностям, способностям, пожеланиям лиц с ограниченными возможностями здоровья). В штате данного учреждения 70 человек (персонал) на 360 «сотрудников» (пациентов). Из заработанных денег 70% составляет доход «сотрудника», 30% идёт на обслуживание. Пребывание в данном учреждении позволило нам изучить богатый опыт по интеграции в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья.
После посещения мастерских нам стала ясна и понятна проблема дальнейшей социализации выпускников с особыми образовательными возможностями . К сожалению, создание условий для трудовой деятельности людей с особенностями развития, для нас сейчас скорее исключение, чем правило. В Германии этот опыт успешно реализуется уже на протяжении нескольких десятилетий, в том числе 10 лет в данных мастерских. Мы же пока стоим на границе перехода от клинической парадигмы (когда люди с интеллектуальными и множественными нарушениями воспринимаются нами прежде всего как больные, нездоровые) к парадигме социокультурной (когда человек с ограниченными возможностями здоровья воспринимается нами прежде всего как личность). Опыт мастерских показал, что такие люди, как и все мы, могут достичь успехов в своём деле. Но им нужно помочь, создав условия для их трудовой деятельности. При подведении итогов на КРУГЛОМ СТОЛЕ обсуждались вопросы дальнейшего партнёрства. В частности, нами запланировано участие в международном исследовательском проекте, где будут обсуждаться наиболее актуальные и сложные вопросы по сопровождению людей с ограниченными возможностями и по их инклюзии. Достигнута договоренность по взаимообмену специалистов мастерских и республиканской психиатрической больницы Республики Башкортостан.
В рамках проекта 4 специалиста посетили психиатрическую больницу, которые изучили систему оказания помощи психически больным людям в земле Баден-Вюртемберг. С нами был проведен мастер-класс по оказанию экстренной психотерапевтической помощи, вызвал интерес оказания трудовой и артерапевтической реабилитации.
С 27 по 30 сентября программа проекта продолжилась в г. Юберлинген, организаторами которой выступили общество дружбы «Мосты в Уфу» и организация Кемпхилл Бодензее. Делегацию встречала Марина Галецкая, член общества «Мост в Уфу», которая стала нашим переводчиком. 27 сентября мы посетили коррекционный образовательный центр Леенхоф. В сопровождении Юргена Редлера мы познакомились с работой и совместным проживанием нормально развивающихся людей и их семей и людьми с ограниченными возможностями здоровья. Состоялась встреча с Штефаном Зигель-Хольцем, который ознакомил нас с системой кемпхилского движения, которая реализуется в 20 странах. Мы приняли участие в семинаре родителей, который проводится один раз в год и посмотрели совместную театральную постановку «Пеер Гюнт». Мы увидели особый образ жизни, учитывающий нужды каждого, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, данное движение не в полной мере изучено специалистами республики, т.к данные общины не внедрены в Республике Башкортостан. Такая организационная форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья требует дальнейшего изучения в форме стажировок, в том числе длительных.
28 сентября делегация в сопровождении заместителя директора инклюзивной школы Нади Винтермайер и Юргена Редлера посетила Лихтхоф организацию Кемпхил Херманснберг. Нас приветствовали г-н Апфельштетт и г-н Райнхард Шлиттер. Мы познакомились с ведением экологического сельского хозяйства, а также выращиванием органических продуктов.
Также мы посетили семинар организации Кэмпхил. Руководитель учреждения г-жа Инге Шнель (тел.017063422516, I.Schell@camphill-seminar.de) рассказала о системе подготовки специалистов. Данная система подготовки специалистов заинтересовала Институт развития образования. Нами достигнуты договоренности по взаимообмену специалистами.
Делегация возложила цветы к памятнику жертвам авиакатастрофы над Боденским озером в Брахенройте совместно с членами общества дружбы «Мосты в Уфу».
Особым событием стало для всех участие в мероприятиях международной презентации в штаб-квартире ЮНЕСКО «Башкортостан – жемчужина России», посвященной 15-летию сотрудничества Республики Башкортостан с ЮНЕСКО 1-2 октября 2013 года. В рамках презентации состоялся круглый стол «Образовательные программы ЮНЕСКО в Башкортостане», в котором приняли участие и наши немецкие друзья и коллеги Катерина и Андреас Мартин, Ирина Печалина, Ангелика Маух, Фолькер Дицингер, Юрген Фетцер, Юрген Редлер, проф. Марион Ретген, проф Герди Собек- Бойтер , адвокат Бернт Собек, режиссер г-н Циммерманн, г-жа Зигрид Лихт . Эксперты ЮНЕСКО высоко оценили успехи, достигнутые в области образования в Башкортостане. Торжественно вручены сертификаты Ассоциированных школ ЮНЕСКО трем образовательным учреждениям, одна их которых является коррекционной школой. День Башкортостана прошел в рамках культурной программы 192-й сессии Исполнительного Совета организации.
3 октября мы познакомились с работой тургеневского общества в г. Баден-Баден. Руководитель общества Рената Эфферн провела увлекательную экскурсию по историческим местам, связанных с российской историей. Была проведена презентация книги Ренаты Эфферн «Путеводитель по Баден-Бадену для индивидуалистов».
По итогам проекта 10 октября 2013 года на базе ГАОУ ДПО Институт развития образования проведен круглый стол, на котором обсуждались вопросы дальнейшего партнёрства и взаимодействия. В частности, нами запланировано участие в международном исследовательском проекте, где будут обсуждаться наиболее актуальные и сложные вопросы по сопровождению людей с ограниченными возможностями и по их инклюзии.
ПРОБЛЕМЫ:
Единственной проблемой, затрудняющей общение с немецкими коллегами, это незнание языка. Языковой барьер помогал нам преодолевать заведующий кабинетом иностранных языков Насретдинов Сагит Калимуллович.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1) От имени участников выражаем Благодарность Комитету Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО за организацию и всестороннее сопровождение проведенных мероприятий проекта.
2) Хотелось бы выразить благодарность организаторам проекта «Профессиональные компетенции в европейском контексте», проводимого под эгидой ЮНЕСКО, а также принимающей стороне Герди Собек-Бойтер, Бернту Собеку, г-же Маух, дружному, высокопрофессиональному коллективу трудовых мастерских WEK и их доброжелательным, воспитанным сотрудникам под руководством Фолькера Дицингера, обществу дружбы «Мосты в Уфу», кемпхилским поселениям в Леенхофе и Лихтхоф, семинару организации Кэмпхил, тургеневскому обществу, Академии повышения квалификации учителей и школьных кадров, инклюзивной школе г. Юберлинген. Отдельная благодарность нашим сопровождающим Юргену Фетцеру, Юргену Редлеру, Наде Винтермайер, Андреасу Мартину.
3) Познакомить с изученным опытом организации работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья специалистов системы образования через систему подготовленных лекций и семинаров. Осветить информацию в прессе.
4) Провести форум с участием немецких специалистов «Инклюзия как шанс» на базе Института развития образования и Государственного бюджетное образовательного учреждения Учалинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
5) Продолжить участие в проекте «Профессиональные компетенции в европейском контексте».




ID: 844